ПРОЕКТ «МОСКВА-ПАЛИМПСЕСТ*»
В разработке, не экспонировался. 2025 г.
*Палимпсест (от греч. πάλιν — «снова» и ψηστός — «соскобленный») — рукопись (обычно пергаментная), с которой стёрт или смыт первоначальный текст, чтобы написать новый. В древности из-за дороговизны материала старые записи часто удаляли и использовали пергамент повторно. В переносном значении палимпсест — слоистая структура, где новые элементы наслаиваются на старые, частично сохраняя следы предыдущих.
«ДРЕЙФУЮЩИЕ КОРАБЛИ» «ПЕРЕПИСКА С РЕКОЙ» ПЕРФОМАНС
ВИДЕО-ДОКУМЕНТАЦИЯ СМЫВКИ В РЕКЕ
Проект обращается к теме забвения и утраты ориентиров в переходном состоянии личности, через образы утерянных зданий старой Москвы. Архитектурные формы, как призрачные корабли, потерявшие свой курс, бесцельно дрейфуют в пространстве, лишённом контекста и направления.
Техника смывки листов в
воде реки Волги инициирует поиски смыслов в неопределенной размытости: слой за
слоем накапливаются пласты и уровни, через отмывание которых обнажаются
неожиданные фрагменты.
Река ведёт свою летопись
набережными и мостами. Она пишет течением, стирает берега — ненужные черновики,
хранит в глубине то, что считает важным. Художник в этом диалоге — лишь
почтальон: он отправляет послания, но последнее слово за водой.
Бумага, вынутая из Волги
— это страницы дневника города, деконструкция памяти места.
ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Я — архитектор по образованию, со студенчества коллекционировала архивную чертежную графику.
В данном проекте выбирала ныне несуществующие здания из альбомов проектов любимых архитекторов: Щусева, Шехтеля, Тона и других. Использованы фасады с отмывкой, документальные фото в виде впечатывания изображений между слоями монотипии.
ПРОЦЕСС
Смывка в реке на каждом этапе нанесения слоев из земли, ржавчины, туши, чернил. Река удаляет «лишнее», оставляя самое важное.
СЕРИЯ «ДРЕЙФУЮЩИЕ КОРАБЛИ»
(в пластиковых коробах, 20 шт)
Бумага, ржавчина, земля, чернила, тушь, смывка в реке, пластиковые короба. На каждое здание будет геометка.
Размеры от 11×21 см. до 30×20,5 см. 2025 г.
Больше работ — по запросу.

«ПОРТРЕТЫ»
10 ТЕКСТИЛЬНЫХ ПАННО.
Незагрунтованный холст, акрил, проволочный каркас.15×15 см. 2025 г.
Наброски зданий, дрейфующих в детских воспоминаниях автора. Детали более явны, чем целостный образ–так бывает с памятью о близком человеке.


«ЧТО ТАМ ЗА ФАСАДОМ?»
4 полотна
Бязь, смывка в реке, принт, ржавчина, земля, чернила, тушь, маркер. 165×110 см, 2025 г.
Часть общей работы в арт- группе «Соавторы» для Красненькой биенналле, Санкт-Петербург.

СЕРИЯ «ПЕРЕПИСКА С РЕКОЙ»
Поэтический диалог с рекой через исчезающие тексты.
Бумага, тушь, чернила, гуашь, смывка в реке. Размеры: от 20×20 см. до 30×30 см. 2025 г.
Река — древнейшая метафора времени, которая в данном проекте становится равноправным собеседником. Художница предлагает Волге диалог, не используя слов — в асемическом письме, где значение выражается жестом и следом. Дневниковые послания пером и тушью созданы, чтобы река могла на них «ответить», смывая или сохраняя что-то на свой выбор, переписывая предложенное по своим законам. Часть слов исчезает, но смысл остаётся — как русло реки, и собеседник может лишь наблюдать такой ответ.
Проект является скорее перфомансом в поисках границ диалога, где художник учится видеть и слышать. Даже реку. Искусство становится практикой внимания к тому, что обычно остается за пределами человеческого языка: к течению, тишине между исчезновением и появлением. И самой важной ролью автора в данной практике оказывается наблюдать, что именно река решила стереть.
ПЕРФОМАНС «ГОРОД, КОТОРЫЙ РАСТВОРЯЕТСЯ»
Данный проект — это лаборатория по деконструкции памяти места, фиксирующая живой процесс исчезновения одного города и возникновения другого.
Чертежи зданий словно
древние палимпсесты, постепенно растворяются в воде Москвы-реки, которая пишет свою
летопись течением, стирает берега — ненужные черновики, хранит в глубине то,
что считает важным. Утерянные здания перестают быть архивами — они превращаются
в перфоманс памяти, где зритель
должен решить: что достойно сохранения, а что следует отпустить в небытие.
В ржавых ёмкостях с водой из реки художница смывает слой за слоем, принимая решение в нужный момент остановиться. Оставляя тем самым то, что вода успела смыть за выделенное время.





























