Арсенал, «Скрипторий». Современная художница Елена Алексеева (Alpha_Vita)
Арсенал, «Скрипторий». Современная художница Елена Алексеева (Alpha_Vita)

Выставка «Скрипторий» 

в рамках фестиваля «Названо Вазари», 

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АРСЕНАЛ», 

Нижний Новгород, 2021 год.  

Кураторы: Елена Алексеева, Ольга Яковлева.

Участники выставки:

Елена Анфимова, Александра Стельмашонок, Бахыт Кадырова, Dada Aleksandrova, Александр Кодымский, Лада Хилюк, Наталия Авгученко, Наталия Барковская, Илона Киселева, Ольга Габис, Виктория Осмеркина, Анастасия Коновалова, Татьяна Лошакова, Олеся Домрина, Евгения Чучеткова, Надежда Конькова, Мария Смирнова, Анастасия Коновалова, Александра Крупышева, Мария Сосунова. 


ЖИЗНЬ КАК КНИГА, КНИГА КАК ЖИЗНЬ


В постиндустриальную эпоху инновационные цифровые коммуникации заменили собой классику бумажного листа. Мультиформатные тачскрины пришли на смену бумажным форматам, а аудио-и видеоформаты стали гораздо более доступными и востребованными, нежели — напечатанная на бумаге книга.

Что для нас книжная форма? Символ эстетизированного восприятия реальности? Попытка запечатлеть ностальгическое воспоминание? Путь эскапизма в тщете замедлить бег времени, с бумажной книгой в руках?

Для художника книжная форма сейчас — это творческий метод переосмысления собственной рефлексии на процессы и изменения внешнего мира. Наряду с инсталляцией и перформансом книга становится самостоятельным жанром, медиумом для самовыражения, который ограничен только текстурой бумажного листа. С книгой работают те артисты, которые стремятся эстетизировать её форму и одновременно самовыразиться при помощи визуального образа, объединённого переплетом.

Словоформа, выраженная в книге художника, может быть связующим звеном между внешней реальностью и внутренней рефлексией художника, а может — симулякром, сквозь искажённую призму которого мы видим, как ломаются привычные представления, искажаются образы, теряются смыслы.

Текстура бумажного листа становится аналогом киноэкрана, на котором зрители читают свою жизнь или же — переживания артиста, примером холста, на котором красками выписаны образы из повседневности, страхи и тревоги из самых глубинных слоев подсознания.

Сама форма книги в рамках этой экспозиции становится воплощением всех жизненных процессов — и это её новая форма эстетизации, её новая роль в эпоху поиска новых символов и смыслов, обновленных художественных средств для воссоздания утраченных эпичных форм.

Ольга Яковлева, куратор